Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

ВИДЕО

ОТР. Сергей Москалёв: Будущее наступило неравномерно – на скоростном поезде мы проезжаем избушку, которую топят дровами

11.07.2024

Итальянский писатель и философ Умберто Эко сказал, что неожиданно компьютеры вернули нас к печатному слову. Потому что в 1960-е гг. на Западе люди смотрели телевизор, слушали радио и говорили по телефону, т. е. ну вот большинство людей, поэтому люди были оторваны от печатного слова.
Антон Липовский: Сергей, здравствуйте.

Анастасия Семенова: Здравствуйте.

Сергей Москалев: Доброе утро.

Анастасия Семенова: Будем на памятники только смотреть, или что-то будет иначе? Что станет с человечеством?

Сергей Москалев: Вы знаете, я бы разделил книги и чтение.

Антон Липовский: Интересно.

Сергей Москалев: То есть это... Да. Потому что мы немножко тут смешали понятия. Итальянский писатель и философ Умберто Эко сказал, что неожиданно компьютеры вернули нас к печатному слову. Потому что в 1960-е гг. на Западе люди смотрели телевизор, слушали радио и говорили по телефону, т. е. ну вот большинство людей, поэтому люди были оторваны от печатного слова. И с появлением компьютеров мы стали переписываться, печатаем тексты, читаем тексты, SMS и т. д., т. е. мы как бы вернулись, неожиданно технология вернула нас к печатному слову.

Поэтому то, что касается книг и книгоиздательства, конечно, это не очень экологично, потому что производство бумаги такое, скажем так, не способствует экологии правильной... И здесь в этом смысле как-то мы оказались на развилке, что книги – это вроде бы хорошо и нужно, но, с другой стороны, значит, они намного вреднее, чем просто с электронного носителя прочитать ту же «Войну и мир», ну с электронной книги, скажем так.

Антон Липовский: Но это с точки зрения экологии, а какие-то все-таки плюсы, о которых долгое время говорилось, перед электронными источниками есть у книги?

Сергей Москалев: Конечно. Есть такая вещь, как судьба. У бумажной книги, у нее есть судьба. То есть я держал, например, в руках книги в Ленинской библиотеке, которые до меня в руках держало еще сто, скажем так, людей, которые умнее меня. Тут какой-то такой магический момент происходит.

А у электронной книги, у нее нет такой персональности. Ну, вы знаете, иногда в книгах какие-то заметки, иногда там бывают экслибрисы, поэтому, конечно, книга вот бумажная, такая материальная книга, она отличается от электронной книги.

Анастасия Семенова: Хорошо. Но вопрос – а читать-то через, не знаю, 200 лет человечество не разучится? Ведь мы поглощаем информацию, чем короче, да, чем коротко...

Антон Липовский: Выжимки.

Анастасия Семенова: Выжимки такие.

Антон Липовский: Telegram-каналы, краткие содержания в школьной программе... Вот недавно у нас была тема, как раз-таки связанная с образованием, и много школьников говорило о том, что очень быстро, все сейчас основано на времени, скорость получения информации.

Анастасия Семенова: Чем быстрее, тем лучше, считают.

Антон Липовский: Да, читают выжимку для того, чтобы сдать экзамен, написать сочинение. Что скажете?

Сергей Москалев: Смотрите, очень важный момент в чтении книги – это тренировка «умственных мускулов», так сказать. Когда мы читаем какое-то классическое произведение и там написано, что героиня вошла в комнату, с правой стороны на стене висела картина, рядом был камин, в котором потрескивали дрова, и в окне виделся осенний пейзаж, мы должны это все смоделировать у себя в сознании.

Анастасия Семенова: Вообразить.

Сергей Москалев: Да, мы должны это вообразить, представить, и это очень мощный такой инструмент креативности.

Люди, которые не читают книг, они вот такой способностью не обладают, потому что они пользуются какими-то готовыми вещами, скажем, фильмами, в которых уже все образы нарисованы, изображены каким-то образом. Поэтому есть трудности у художников-иллюстраторов, скажем, такие произведения, как «Мастер и Маргарита», потому что у каждого свой Мастер и своя Маргарита, свои какие-то представления, и это отличает одного человека от другого.

Но, когда мы смотрим кино, мы синхронизируемся, потому что нам дают один образ, мы должны его принимать. В этом смысле такая массовая культура лишает нас индивидуальности, а книга дает возможность человеку как бы работать с текстом в нужной для него, в удобной, комфортной для него скорости и т. д.

Антон Липовский: Сергей, ну и, конечно же, как футурологу мы не можем вам не задать вопрос: если произойдет все-таки еще один виток развития и мы, как в 1960-е гг., как вы сказали, будем только слушать, смотреть и таким образом потреблять информацию, что тогда будет с человечеством? Ну то есть, грубо говоря, перестанем читать – что будет с человечеством? Вам не можем не задать этот вопрос.

Сергей Москалев: Человечество... Вы знаете, как в свое время сказал Билл Гейтс, будущее уже наступило, но оно наступило неравномерно.

Антон Липовский: Интересно.

Сергей Москалев: Да, потому что где-то мы едем на скоростном поезде и проезжаем избушку, в которой топят дровами. Поэтому, конечно, мир очень сложный. Будут люди, которые будут читать, будут читать книги, заниматься развитием своего интеллекта, креативности; будут люди, которые просто потребляют, работают. И в этом нет ничего плохого. То есть просто представить всех одинаковыми, читающими...

Действительно, это было большое достижение советской России, когда книгопечатание благодаря дотациям государства сделало книгу доступной для миллионов людей. Потому что в переписке Тургенева с Толстым Львом Николаевичем он говорит, что вот чем больше тиражи, тем качество нашего читателя падает. И тиражи тогда были тысяча, может быть, две тысячи экземпляров. А после 1917 года, скажем, в 1934-м или в 1935-м году сочинений Пушкина было издано 200 тысяч книг.

Это была государственная программа, т. е. массовая книга, доступность ее, библиотеки, книжные магазины, целые системы были книготоргов и т. д. Это была государственная программа, потому что чем грамотнее население, чем культурный уровень выше, тем у государства выше потенциал. Поэтому мы будем надеяться на то, что книга и то, что с этим связано, будет существовать, распространяться.

Антон Липовский: Сергей, вы сказали, что ничего страшного... извините, что я вас перебью, не могу все-таки не вклиниться здесь...

Сергей Москалев: Да, пожалуйста-пожалуйста.

Антон Липовский: Вы сказали, что не будет ничего страшного, но при этом сейчас приводите в пример то время, когда выписывали, что называется, книги, для того чтобы повышать уровень грамотности населения. Неужели тогда, если мы перестанем читать и у нас останутся только вот ноутбуки, планшеты, какая-то радиоинформация, это никак не угрожает, ничем не грозит дальнейшему существованию человечества? Это правда?

Сергей Москалев: Ну, дело в том, что книга, она такая как бы... как вам сказать... она по времени линейна. Тут вот в опросе, который вы показывали в начале передачи, говорили, что это очень медленно. То, что касается книг, нужно себе сознательно освобождать время, т. е. раздвигать в своем распорядке, специально выделять время. Потому что чтение, если человек не обладает навыками скорочтения и не поперек читает, оно требует времени. Здесь это нужно как-то в образе жизни регулировать. Но то, что в будущем у человека уменьшится голова, станет размером с теннисный мячик у него мозг...

Антон Липовский: Ну, вы знаете, много теорий по поводу того, что людьми совсем будет легко управлять, что их можно будет, не знаю, легко обмануть, соответственно, будет мировоззрение сужаться до каких-то вот, не знаю, размеров с горошину. Вот этого всего вы не сторонник, в общем, таких теорий, да?

Сергей Москалев: Нет, конечно.

Вообще, есть два видения будущего. Одно видение Тарковского в фильме «Солярис», когда показан храм Покрова на Нерли, какой-то деревянный дом и в нем какое-то суперустройство, с которым главный герой говорит со своим отцом. А другое видение – это видение Ефремова, где все в серебристых костюмах, Дар Ветер и прочие раздвигающиеся какие-то стеночки, купола и все такие одинаковые и правильные.

Вот я считаю, что будущее будет неравномерным: рядом с храмом Покрова на Нерли может пролетать какой-нибудь фантастический корабль и т. д. Поэтому технологии неожиданные сюрпризы нам преподносят, так же как вот Умберто Эко описывает, что мы вернулись с компьютерами и смартфонами к печатному слову, т. е. люди печатают...

Антон Липовский: Любопытно. Хорошо.

Сергей Москалев с нами был на связи, футуролог, директор проекта Futura.ru.

Анастасия Семенова: Спасибо вам большое!

Антон Липовский: Сергей, спасибо вам огромное!

Анонс

"Вечерняя Москва". Василий Плиткин. "Законопроект, регулирующий отношения робота и человека"

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил урегулировать взаимоотношения роботов и людей. Вместе с футурологом Сергеем Москалевым разбираемся, зачем нужен такой закон и стоит ли бояться сокращения рабочих мест из-за повальной роботизации. Подробнее...

"Радио России". Однажды мы проснёмся в 1984 году

Василий Белоусов: Президент компании Microsoft предупредил, что жизнь, изображенная в книге Джорджа Оруэлла "1984", может стать реальностью в 2024 году, если законодатели не защитят нас от искусственного интеллекта.
Подробнее...

03 февраля 2021. "Радио России". Почему люди боятся научного прогресса?

Роботизация повседневной жизни, разработки новых видов вооружения, генная инженерия, Большой адронный коллайдер... Почему новации так часто беспокоят население нашей планеты?
Подробнее...

"Вечерняя Москва". Сергей Москалев. "Карнавал или война?"

Сотни лет по всему миру можно наблюдать картину — люди выходят на улицу. Поводы разные — веселиться или бунтовать. В зависимости от настроения власти и протестующих это может длиться несколько дней или месяцев и принимать различные формы от смены строя, грабежа, до невинного карнавала. Подробнее...

"Радио России". "Сигналы точного времени".

Как мы будем жить через 10 после того как закончится пандемия и лет через 50 после того как закончится пандемия. Извлечем ли мы какие-либо уроки или у нас наступит наоборот гиперкомпенсация и мы будем добирать то что потеряли. Подробнее...

"РБК.Тренды". Сергей Москалев. "Как общество потребления становится причиной развития мировых эпидемий"

Это некая форма самообмана, где изобилие является следствием тщательно маскируемого и оберегаемого дефицита. В данном случае принцип проявился не столько в форме потребления товаров, сколько впечатлений: туризм, рестораны, массовые мероприятия. Подробнее...

Телеканал "Звезда". "Главное" с Ольгой Беловой. Сюжет об Арктике

В программе «Главное с Ольгой Беловой». Сюжет об освоении Арктики.
Подробнее...

30 мая 2019. «Радио Звезда». «Профессии будущего»

Президент компании superjob.ru Алексей Захаров, писатель Сергей Лукьяненко, футуролог, основатель caramba.tech Сергей Москалев и ведущий программы "Давайте разберемся" Василий Журавлев, беседуют в студии «Радио Звезда» о том какие профессии уйдут, а в каких профессиях общество будет нуждаться больше всего. Подробнее...

VC.RU Бронислав Танков. "Будущее глазами Кьелла Нордстрёма"

Экономист и бизнес-советник Кьелл Нордстрём прославился своими предсказаниями о будущем мировой экономики. В этом материале рассмотрим прогнозы шведского футуролога. Подробнее...

"Радио России". "Взлетная полоса"

Развитие технологий, автоматизация процессов и внедрение роботов в производство до 2020 года оставят около 75 миллионов человек без работы. При этом новые технологии не создадут дисбаланса на рынке труда и резкого роста безработицы. Подробнее...

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Актуально

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.