Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

ПАНОРАМА

23.06.2001
Виктория Филд. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ЧТО-ТО НОВОЕ, ЧТО-ТО СТАРОЕ

Так как я являюсь представителем западной культуры, куда отнесем помимо Европы и США, то я буду говорить больше о ней. Заранее прошу извинить меня за свой невольный евроцентризм.

Прежде всего определимся с понятием "культура". Существует множество определений данного слова, однако, это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений.

Можно использовать слово "культура", когда мы говорим о выращиваемых человеком растениях, так называемых "агрокультурах". Можно использовать его и в значении "искусство" (живопись, скульптура, архитектура, театр, литература и т.д.). А можно как образ жизни людей, другими словами, чем люди питаются, как они проводят время, что смотрят по телевидению, что читают и читают ли они вообще и т. д. В данном докладе я буду использовать третье из предложенных выше значений слова "культура".

Итак, вплоть до современности жизнь человечества текла медленно. Таким образом, люди имели возможность видеть свое будущее, однако, уже к концу прошлого века возникло ощущение, что история начала убыстрять свой бег. Это было связано, в первую очередь, с кардинальными технологическими изменениями. Люди увидели мир по-новому. Согласитесь, что когда вы едете в машине на большой скорости или, например, стоите на вершине Эйфелевой башни, мир для вас представляется в совершенно разных ипостасях. Что же появилось нового в связи с этим ускорением темпа жизни? Попытаемся найти хотя бы то, что отличает конец нашего века от конца прошлого.

Наверное, наиболее важное различие это утрата прежней значимости национальных государств. Национальные государства всегда играли важную роль проводников национальной культуры. Сегодня эта их функция находится под угрозой. Государственная поддержка культуры диктовалась различными соображениями. В Британии такая поддержка была обусловлена попыткой создания в государстве всеобщего благосостояния, попыткой обеспечить достойный уровень жизни всем гражданам государства, но государство всеобщего благосостояния исчезает.

Во Франции культура считалась важной частью национального престижа, но в новой Европе идея национального престижа тоже исчезает.

В Нидерландах и в Швеции министерства культур стремились сохранить свои языки, чтобы не утратить национальную самобытность;, но делать это становится все труднее и труднее.

В Советском Союзе культура была связана с пропагандой определенной идеологии, и опять-таки потребность в этом быстро исчезла.

То, что национальные государства теряют свою роль проводника культуры, можно увидеть и в тех технологических трудностях, с которыми они сталкиваются. Например, многие правительства борются с распространением порнографии, однако, когда существует спутниковое телевидение и любой человек может установить декодер, тогда любое регулирование этого вопроса со стороны правительства утрачивает смысл. То же самое можно сказать и о международных компьютерных сетях Интернет. Эти технологии приводят к тому, что английский язык становится языком международного общения. Кстати, сегодня английский язык не связывается напрямую с национальными государствами (Англия, США), на нем говорят во всем мире как на втором. Новые технологии, которые ведут к информационному взрыву, также обуславливают новый способ мышления. Сегодня даже высокая культура не является собственностью художника или искусства, так как при помощи новых технологических изобретений можно по-новому воспринимать уже созданные произведения искусства, например, вы можете нарисовать по своему вкусу Мону Лизу.

В этом информационном взрыве есть свои недостатки. Например, возникают новые проблемы, так называемые проблемы ресурсов, и, прежде всего, проблема дефицита времени. Во всем мире люди становятся все более и более занятыми. Все больше и больше информации приходится перерабатывать, чтобы определить, что представляет большую ценность, а что меньшую. Поэтому нам нужно искать новые способы использования времени.

Теперь поговорим о культуре как о заимствованном элементе. Мы живем сейчас в постмодернистском мире. Одной из характеристик постмодернизма является то, что он сам по себе ничего не производит. Мы постоянно заимствуем как от культур прошлого, так и от культур настоящего. Для меня характерной чертой постмодернизма является ирония, которая может быть опасной. И наконец, еще одной характеристикой постмодернизма является отсутствие ярко выраженной самобытности. Если мы посмотрим на развитие стиля, то мы увидим, что постмодернистский стиль впитал и продолжает впитывать в себя стили разных эпох.

Итак, новый мир, как бы он ни внушал нам оптимизма, содержит в себе скрытые подводные течения проблем. Одной из характеристик современной западной культуры является фрагментация. Примером такой фрагментации может служить распад традиционных семейных связей.

Предпосылки другого явления современности, фундаментализма, кроются в том, что многие люди утратили свою национальную самобытность и ничего не приобрели взамен. Реакцией на такую ситуацию является стремление людей приобрести группу, в которую они могли бы войти и чувствовать себя комфортно. Таким образом, возникает тенденция к фудаментализму.

Фундаментализм, как известно, может распространятся очень широко, яркими примерами тому служат христианский фундаментализм в США и исламский фундаментализм на Ближнем Востоке. Но не надо думать, что фундаментализм связан только с религиозными течениями, он может наблюдаться также и в молодежных организациях.

Поговорим теперь о молодежи и ее культуре. Мне кажется, что в глобальной молодежной культуре есть два компонента. Так, молодежные культуры всегда выступали оппозицией культурам предшествующего поколения, однако в то же время внутри себя эти культуры оставались конформистскими. Например, в рамках культуры "хэви-металл" существуют достаточно жесткие нормы того, как одеваться, как себя вести и т.д. Такие молодежные культуры не начинают с глобального уровня, а скорее зарождаются в глубине и затем вырастают до сопротивления другим культурам. Однако, как это ни парадоксально, молодежные культуры становятся более глобальными в результате усиления потребительской тенденции. Так, молодежные культуры "панк" и "грандж" зарождались как оппозиция другим видам культур, но затем во всем мире они были восприняты как определенные стили моды.

Глобальная коммерциализация культуры, особенно в том, что касается музыки и кинематографа, ориентирована на тех молодых людей, у которых есть деньги. Вполне возможно, что в последствии внимание крупных компаний переключится с Европы на другие регионы. Ведь сегодня в Европе число молодых людей сокращается. Уже сегодня крупные компании уделяют большое внимание странам Азиатско-Тихоокеанского региона, где сейчас наблюдается бурный рост экономической активности и живет больше молодежи.

Теперь несколько слов о будущем. Я уже говорила о распаде традиционного уклада семьи.

Однако, надо заметить, что этот процесс не обязательно должен рассматриваться как негативное явление. Уже есть свидетельства того, что на место семьи заступают более неформальные отношения. Часто друзья и коллеги могут предоставить вам ту поддержку и заботу, которую подчас не возможно приобрести в классической семье.

Нам говорят, что мы живем в период позднего капитализма. Когда он (капитализм) исчезнет, что-то должно занять его место.

Сегодня центр экономической активности перемещается из Европы в другие регионы, и это означает, что в образе жизни западных стран, и в частности США, должны произойти значительные перемены. Традиционно США выступали в качестве проводника глобальной культуры, однако весьма вероятно, что на место США вскоре заступит какая-нибудь другая страна.

В заключении мне бы хотелось сказать, что хотя сегодня мы испытываем время кризиса, однако, это дает нам возможность оглянуться назад и переосмыслить ценности, доставшиеся нам по наследству из прошлого, и, тем самым, найти новый путь вперед. Только от нас самих зависит, каким будет этот путь и куда он нас приведет.

>Об авторе: Викторя Филд (футуролог, член Британского Совета).

Материал впервые был опубликован в 1996 году в брошюре "Исследование будущего. Будущее мировой культуры", эти исследования проводились в Новосибирске участниками дискуссионной группы "Исследование будущего: будущее мировой культуры", работавшей в рамках международного молодежного форума "Интернеделя-96".

Анонс

New Shape Prize 2017

Международная Премия в области глобального сотрудничества для предотвращения катастроф

Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запускает международный конкурс, задача которого – найти перспективные решения и формы взаимодействия, с помощью которых можно преодолеть самые опасные угрозы человечеству. Подробнее...

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

"The Village". Мегаполис будущего: Какие изменения ждут горожан через 20 лет

Люди всегда мечтали о светлом будущем и пытались представить себе, как изменится жизнь следующих поколений. Стремительная цифровая индустриализация подарила нам тренд на апокалиптические представления о будущем, например страх перед искусственным интеллектом, который сначала отберёт рабочие места, а потом и поработит человека. Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Телеканал "Культура". "Правила эпохи после правил"

Как Интернет и новые технологии влияют на грамотность? Действуют ли правила, разработанные для эпох медленного письма, во времена мгновенных скоростей? Как школе, ориентированной на норму, работать с реальностью, не подчиняющейся нормативам? Видео

24.12.2015

Первый канал. "Время покажет" – Информационные войны. Кибертерроризм

В студии программы "Время покажет" говорят о возможном вреде кибертерроризма. Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Иван Засурский рассуждает о том, как надо себя вести в условиях потенциальной постоянной киберслежки. Видео

27.01.2015

"Независимая Газета" – Юрий Соломонов. "Нужна ли России футурология?"

О роли социального прогнозирования в настоящем и будущем страны ответственный редактор приложения «НГ-сценарии» Юрий Соломонов беседует с Сергеем Москалевым, директором портала Furtura.ru, созданного группой энтузиастов, которая за время своей работы обрела значительный опыт написания сценариев будущего для частных и государственных организаций, в том числе для Совета Федерации РФ. Подробнее...

Актуально

12.03.2015

Вечерняя Москва. "Футурологи обрисовали, какими станут школы будущего"

Знаменитый писатель Роберт Хайнлайн верил в будущее объединение человечества. В книгах автора американской фантастики все школьники планеты учатся и сдают экзамены по единым правилам, по одинаковым критериям получают аттестат зрелости. Возможно ли, что наш ЕГЭ и школьные тесты по всему миру — шаг на пути к такому будущему человечества?

подробнее »

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.