Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

ПАНОРАМА

23.06.2001
Виктория Филд. БУДУЩЕЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: ЧТО-ТО НОВОЕ, ЧТО-ТО СТАРОЕ

Так как я являюсь представителем западной культуры, куда отнесем помимо Европы и США, то я буду говорить больше о ней. Заранее прошу извинить меня за свой невольный евроцентризм.

Прежде всего определимся с понятием "культура". Существует множество определений данного слова, однако, это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений.

Можно использовать слово "культура", когда мы говорим о выращиваемых человеком растениях, так называемых "агрокультурах". Можно использовать его и в значении "искусство" (живопись, скульптура, архитектура, театр, литература и т.д.). А можно как образ жизни людей, другими словами, чем люди питаются, как они проводят время, что смотрят по телевидению, что читают и читают ли они вообще и т. д. В данном докладе я буду использовать третье из предложенных выше значений слова "культура".

Итак, вплоть до современности жизнь человечества текла медленно. Таким образом, люди имели возможность видеть свое будущее, однако, уже к концу прошлого века возникло ощущение, что история начала убыстрять свой бег. Это было связано, в первую очередь, с кардинальными технологическими изменениями. Люди увидели мир по-новому. Согласитесь, что когда вы едете в машине на большой скорости или, например, стоите на вершине Эйфелевой башни, мир для вас представляется в совершенно разных ипостасях. Что же появилось нового в связи с этим ускорением темпа жизни? Попытаемся найти хотя бы то, что отличает конец нашего века от конца прошлого.

Наверное, наиболее важное различие это утрата прежней значимости национальных государств. Национальные государства всегда играли важную роль проводников национальной культуры. Сегодня эта их функция находится под угрозой. Государственная поддержка культуры диктовалась различными соображениями. В Британии такая поддержка была обусловлена попыткой создания в государстве всеобщего благосостояния, попыткой обеспечить достойный уровень жизни всем гражданам государства, но государство всеобщего благосостояния исчезает.

Во Франции культура считалась важной частью национального престижа, но в новой Европе идея национального престижа тоже исчезает.

В Нидерландах и в Швеции министерства культур стремились сохранить свои языки, чтобы не утратить национальную самобытность;, но делать это становится все труднее и труднее.

В Советском Союзе культура была связана с пропагандой определенной идеологии, и опять-таки потребность в этом быстро исчезла.

То, что национальные государства теряют свою роль проводника культуры, можно увидеть и в тех технологических трудностях, с которыми они сталкиваются. Например, многие правительства борются с распространением порнографии, однако, когда существует спутниковое телевидение и любой человек может установить декодер, тогда любое регулирование этого вопроса со стороны правительства утрачивает смысл. То же самое можно сказать и о международных компьютерных сетях Интернет. Эти технологии приводят к тому, что английский язык становится языком международного общения. Кстати, сегодня английский язык не связывается напрямую с национальными государствами (Англия, США), на нем говорят во всем мире как на втором. Новые технологии, которые ведут к информационному взрыву, также обуславливают новый способ мышления. Сегодня даже высокая культура не является собственностью художника или искусства, так как при помощи новых технологических изобретений можно по-новому воспринимать уже созданные произведения искусства, например, вы можете нарисовать по своему вкусу Мону Лизу.

В этом информационном взрыве есть свои недостатки. Например, возникают новые проблемы, так называемые проблемы ресурсов, и, прежде всего, проблема дефицита времени. Во всем мире люди становятся все более и более занятыми. Все больше и больше информации приходится перерабатывать, чтобы определить, что представляет большую ценность, а что меньшую. Поэтому нам нужно искать новые способы использования времени.

Теперь поговорим о культуре как о заимствованном элементе. Мы живем сейчас в постмодернистском мире. Одной из характеристик постмодернизма является то, что он сам по себе ничего не производит. Мы постоянно заимствуем как от культур прошлого, так и от культур настоящего. Для меня характерной чертой постмодернизма является ирония, которая может быть опасной. И наконец, еще одной характеристикой постмодернизма является отсутствие ярко выраженной самобытности. Если мы посмотрим на развитие стиля, то мы увидим, что постмодернистский стиль впитал и продолжает впитывать в себя стили разных эпох.

Итак, новый мир, как бы он ни внушал нам оптимизма, содержит в себе скрытые подводные течения проблем. Одной из характеристик современной западной культуры является фрагментация. Примером такой фрагментации может служить распад традиционных семейных связей.

Предпосылки другого явления современности, фундаментализма, кроются в том, что многие люди утратили свою национальную самобытность и ничего не приобрели взамен. Реакцией на такую ситуацию является стремление людей приобрести группу, в которую они могли бы войти и чувствовать себя комфортно. Таким образом, возникает тенденция к фудаментализму.

Фундаментализм, как известно, может распространятся очень широко, яркими примерами тому служат христианский фундаментализм в США и исламский фундаментализм на Ближнем Востоке. Но не надо думать, что фундаментализм связан только с религиозными течениями, он может наблюдаться также и в молодежных организациях.

Поговорим теперь о молодежи и ее культуре. Мне кажется, что в глобальной молодежной культуре есть два компонента. Так, молодежные культуры всегда выступали оппозицией культурам предшествующего поколения, однако в то же время внутри себя эти культуры оставались конформистскими. Например, в рамках культуры "хэви-металл" существуют достаточно жесткие нормы того, как одеваться, как себя вести и т.д. Такие молодежные культуры не начинают с глобального уровня, а скорее зарождаются в глубине и затем вырастают до сопротивления другим культурам. Однако, как это ни парадоксально, молодежные культуры становятся более глобальными в результате усиления потребительской тенденции. Так, молодежные культуры "панк" и "грандж" зарождались как оппозиция другим видам культур, но затем во всем мире они были восприняты как определенные стили моды.

Глобальная коммерциализация культуры, особенно в том, что касается музыки и кинематографа, ориентирована на тех молодых людей, у которых есть деньги. Вполне возможно, что в последствии внимание крупных компаний переключится с Европы на другие регионы. Ведь сегодня в Европе число молодых людей сокращается. Уже сегодня крупные компании уделяют большое внимание странам Азиатско-Тихоокеанского региона, где сейчас наблюдается бурный рост экономической активности и живет больше молодежи.

Теперь несколько слов о будущем. Я уже говорила о распаде традиционного уклада семьи.

Однако, надо заметить, что этот процесс не обязательно должен рассматриваться как негативное явление. Уже есть свидетельства того, что на место семьи заступают более неформальные отношения. Часто друзья и коллеги могут предоставить вам ту поддержку и заботу, которую подчас не возможно приобрести в классической семье.

Нам говорят, что мы живем в период позднего капитализма. Когда он (капитализм) исчезнет, что-то должно занять его место.

Сегодня центр экономической активности перемещается из Европы в другие регионы, и это означает, что в образе жизни западных стран, и в частности США, должны произойти значительные перемены. Традиционно США выступали в качестве проводника глобальной культуры, однако весьма вероятно, что на место США вскоре заступит какая-нибудь другая страна.

В заключении мне бы хотелось сказать, что хотя сегодня мы испытываем время кризиса, однако, это дает нам возможность оглянуться назад и переосмыслить ценности, доставшиеся нам по наследству из прошлого, и, тем самым, найти новый путь вперед. Только от нас самих зависит, каким будет этот путь и куда он нас приведет.

>Об авторе: Викторя Филд (футуролог, член Британского Совета).

Материал впервые был опубликован в 1996 году в брошюре "Исследование будущего. Будущее мировой культуры", эти исследования проводились в Новосибирске участниками дискуссионной группы "Исследование будущего: будущее мировой культуры", работавшей в рамках международного молодежного форума "Интернеделя-96".

Анонс

"Вечерняя Москва". Василий Плиткин. "Законопроект, регулирующий отношения робота и человека"

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил урегулировать взаимоотношения роботов и людей. Вместе с футурологом Сергеем Москалевым разбираемся, зачем нужен такой закон и стоит ли бояться сокращения рабочих мест из-за повальной роботизации. Подробнее...

"Радио России". Однажды мы проснёмся в 1984 году

Василий Белоусов: Президент компании Microsoft предупредил, что жизнь, изображенная в книге Джорджа Оруэлла "1984", может стать реальностью в 2024 году, если законодатели не защитят нас от искусственного интеллекта.
Подробнее...

03 февраля 2021. "Радио России". Почему люди боятся научного прогресса?

Роботизация повседневной жизни, разработки новых видов вооружения, генная инженерия, Большой адронный коллайдер... Почему новации так часто беспокоят население нашей планеты?
Подробнее...

"Вечерняя Москва". Сергей Москалев. "Карнавал или война?"

Сотни лет по всему миру можно наблюдать картину — люди выходят на улицу. Поводы разные — веселиться или бунтовать. В зависимости от настроения власти и протестующих это может длиться несколько дней или месяцев и принимать различные формы от смены строя, грабежа, до невинного карнавала. Подробнее...

"Радио России". "Сигналы точного времени".

Как мы будем жить через 10 после того как закончится пандемия и лет через 50 после того как закончится пандемия. Извлечем ли мы какие-либо уроки или у нас наступит наоборот гиперкомпенсация и мы будем добирать то что потеряли. Подробнее...

"РБК.Тренды". Сергей Москалев. "Как общество потребления становится причиной развития мировых эпидемий"

Это некая форма самообмана, где изобилие является следствием тщательно маскируемого и оберегаемого дефицита. В данном случае принцип проявился не столько в форме потребления товаров, сколько впечатлений: туризм, рестораны, массовые мероприятия. Подробнее...

Телеканал "Звезда". "Главное" с Ольгой Беловой. Сюжет об Арктике

В программе «Главное с Ольгой Беловой». Сюжет об освоении Арктики.
Подробнее...

30 мая 2019. «Радио Звезда». «Профессии будущего»

Президент компании superjob.ru Алексей Захаров, писатель Сергей Лукьяненко, футуролог, основатель caramba.tech Сергей Москалев и ведущий программы "Давайте разберемся" Василий Журавлев, беседуют в студии «Радио Звезда» о том какие профессии уйдут, а в каких профессиях общество будет нуждаться больше всего. Подробнее...

VC.RU Бронислав Танков. "Будущее глазами Кьелла Нордстрёма"

Экономист и бизнес-советник Кьелл Нордстрём прославился своими предсказаниями о будущем мировой экономики. В этом материале рассмотрим прогнозы шведского футуролога. Подробнее...

"Радио России". "Взлетная полоса"

Развитие технологий, автоматизация процессов и внедрение роботов в производство до 2020 года оставят около 75 миллионов человек без работы. При этом новые технологии не создадут дисбаланса на рынке труда и резкого роста безработицы. Подробнее...

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Актуально

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.