Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

СТАТЬИ

The Village. Почему сейчас лучший момент, чтобы начать своё дело с социальным уклоном

09.11.2015

Александра Московская
директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики

Прежде всего, я бы хотела предостеречь от подмены понятий. Социальное предпринимательство — это не просто сумма двух слов, поэтому не стоит относить к нему любые бизнес-практики, способствующие решению важных общественных проблем. В каждом случае нужно определять, что приоритетно для предпринимателя — извлечение прибыли или всё-таки изменение мира к лучшему. При этом, в отличие от некоммерческих организаций, социальные предприниматели всё-таки используют рыночную модель, чтобы подвести под свою общественно значимую деятельность устойчивую базу. Самая удачная характеристика социальных предпринимателей, на которой сходятся все международные эксперты, — чейнджмейкеры, то есть те, кто меняет мир. Деятельные нонконформисты.

В 2008–2009 годах, когда тему социального предпринимательства начали активно обсуждать в России, государством и бизнесом двигало в первую очередь любопытство. Сегодня и те и другие уже преследуют собственные интересы. Точкой отсчета можно считать подготовку, а затем принятие в 2013 году федерального закона «О социальном обслуживании населения», который вступил в силу 1 января 2015 года. Закон допускает к оказанию социальных услуг негосударственные организации, а также индивидуальных предпринимателей. Таким образом государство решило проблему нехватки средств в социальной сфере — предоставив бизнесу гарантии и поддержку для выхода на новый рынок. В экономических интересах самих по себе нет ничего плохого, но за продвижением социального предпринимательства как успешного бизнеса теряется его ориентация на изменение общества к лучшему. Отчасти этому способствует и упрощённое понимание понятия «предпринимательство», ведь это далеко не то же самое, что «бизнес». Во французском и английском языках «предпринимательство» означает преобразование, то есть оно ориентировано на изменение, инновации. В России все ссылаются на Гражданский кодекс, в котором ставится знак равенства между предпринимательством и извлечением прибыли.

Социальное предпринимательство, как правило, не представлено на традиционных конкурентных рынках. Оно развивается в области так называемых белых пятен, или, как говорят экономисты, «провалов рынка». То есть там, где бизнесу работать невыгодно, а государство или НКО не могут выстроить эффективную модель. Социальный предприниматель изначально помещает себя в худшие по рыночным меркам условия. Поэтому он вынужден искать инновационные пути, опираясь на всё сразу: на рынок, государственные дотации, благотворительность, волонтёрство, партнёрские сети. Использование таких нестандартных комбинаций необходимо, чтобы придать устойчивость предпринимательскому делу, ведь без этого невозможно решать первостепенные социальные задачи.

Сейчас в России развивается новое поколение предприятий по интеграции социально исключённых групп. Например, «Авоська дарит надежду» Евгения Раппопорта. Он занимается обучением слепых надомных работников, предоставляет им нужные ресурсы, а результаты их труда выводит на рынок. Другой пример — интерактивный «Музей игрушки» Алексея Санкина, в котором игрушки исторических народных промыслов используют для развивающих занятий с детьми. Санкин, с одной стороны, создаёт устойчивый спрос на продукцию народного промысла, а с другой — прививает интерес к историческому наследию у нового поколения. Часто социальные предприниматели при помощи нестандартных решений предоставляют социально уязвимым группам возможность пользоваться дорогостоящими услугами. Например, компания Алексея Налогина «Доспехи» производит высокотехнологичные корсеты, которые помогают поднимать на ноги неходячих больных. Проекты Алексея Травина и Романа Себекина сконцентрированы на переработке отходов в полезную продукцию. «Экопад» Травина обеспечивает занятость представителям уязвимых групп и продвижение ответственного потребления через сбор отходов. Главный вид деятельности Романа — производство, он придумывает, как из отходов создавать инновационные строительные материалы. В его случае потребителем становится не конкретная социальная группа, а всё общество в целом.

Наталия Зверева
директор фонда «Наше будущее»

Социальный бизнес сейчас осваивает множество ниш: от изготовления сувениров и организации частных детских садов до высокотехнологичного производства. Пожалуй, наибольшее количество социальных предприятий действует сегодня в области дошкольного развития: детские сады, развивающие центры, включая учреждения с так называемой инклюзивной составляющей — где по одним и тем же программам занимаются обычные дети и их сверстники с особыми потребностями. Далее по убывающей: социальная реабилитация незащищённых слоёв населения, программы продвижения здорового образа жизни, медицинские услуги, сельское хозяйство, сохранение и возрождение культурного и исторического наследия России. Начали появляться проекты, решающие экологические проблемы.

Социальное предпринимательство в его современном понимании появилось в России только в начале ХХI века. Так что сегодня на повестке дня признание за ним особого законодательного статуса и внедрение сертификации социальных предприятий. Это поможет структурировать и системно развивать этот сектор частной экономики. Взаимодействие государства и социального бизнеса расширяется во всём мире. В Великобритании, Франции, Германии ряд государственных функций передан социальным предприятиям на условиях аутсорсинга. Начался этот процесс и в России, и одно из подтверждений этому — вступивший в силу в начале 2015 года закон о государственно-частном сотрудничестве. Кроме того, растёт число партнёрских программ с участием социального бизнеса и крупных компаний. Предприятия-гиганты всё чаще инвестируют средства не в благотворительность, а в создание устойчивых механизмов решения социальных проблем. Речь идёт о таких компаниях, как «Русал», «Металлоинвест», СУЭК, «Норильский никель», ЛУКОЙЛ.

Часто нам задают вопрос, какие предприятия имеют больше шансов получить гранты или другую поддержку. Опыт показывает, что чаще всего это проекты, связанные с развитием территорий, особенно моногородов, а также инновации в сфере культуры, спорта и ухода за пожилыми людьми. Главная трудность всё-таки не в отсутствии финансовой поддержки, а в недостаточном количестве ярких идей и лидеров, способных их реализовать.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются социальные предприниматели, — это неподъёмная стоимость аренды, высокие ставки налогообложения и трудности при привлечении заёмного финансирования. По нашей статистике, почти три четверти социальных предпринимателей заявляют, что нуждаются в поддержке со стороны государства. Ещё один важный вопрос — сложности со сбытом продукции. Социальные предприятия пока не в состоянии выполнить требования крупных розничных сетей. Правда, есть и положительные примеры. Например, в этом году в крупных городах появились магазины «Больше, чем покупка!», в которых представлены продукты социальных предпринимателей. Всего около 60 мини-маркетов, расположенных на автозаправках компании ЛУКОЙЛ в 11 регионах России.


Сергей Москалёв
руководитель проекта Futura.ru

Любой успешный бизнес социально ориентирован. Даже нефтяной и газовый, которые принято критиковать, дают возможность людям жить в тепле и комфорте.

Таджикский поэт и просветитель XIX века Ахмад Дониш в одной из своих работ написал: «Избирая ремесло, прежде всего, подумайте, какие выгоды оно приносит и почему вы остановились именно на нём. Цель при избрании занятия — это не приобретение хлеба насущного, ибо он придёт к вам сам собой. Пусть целью овладения науками для вас будет желание удовлетворить потребности людей. Например, цель продажи ткани — одеть нагих, цель продажи хлеба — накормить голодных и проезжих, продажи халвы — доставить удовольствие от сладкого детям и иным желающим. Если же этим благородным целям вы предпочтёте приобретение куска хлеба, то вы не обретёте этого куска, а если и обретёте, то за счёт других людей». Всё ещё продолжает быть актуальным вопрос по теме «как и зачем создавать бизнесы».

Мы последнюю тысячу лет живём и активно строим вокруг себя среду, которую можно назвать техниум. Это всё то, что помогает человеку справляться с трудностями, поступающими из окружающего мира. Техниум решает вопросы питания, транспортировки, проживания, медицины. Уже сейчас жизнь человека зависит от него на 80%. Естественно, развитие технологий может происходить в конфликте с природой, поэтому вызовом для людей XXI века станет поиск гармоничных соотношений между личными желаниями, общественными устремлениями и возможностями окружающего мира.

http://www.the-village.ru/village/business/goodstarter/224751-best-time-to-start

Анонс

"Вечерняя Москва". Сергей Москалев. "Карнавал или война?"

Сотни лет по всему миру можно наблюдать картину — люди выходят на улицу. Поводы разные — веселиться или бунтовать. В зависимости от настроения власти и протестующих это может длиться несколько дней или месяцев и принимать различные формы от смены строя, грабежа, до невинного карнавала. Подробнее...

"Радио России". "Сигналы точного времени".

Как мы будем жить через 10 после того как закончится пандемия и лет через 50 после того как закончится пандемия. Извлечем ли мы какие-либо уроки или у нас наступит наоборот гиперкомпенсация и мы будем добирать то что потеряли. Подробнее...

"РБК.Тренды". Сергей Москалев. "Как общество потребления становится причиной развития мировых эпидемий"

Это некая форма самообмана, где изобилие является следствием тщательно маскируемого и оберегаемого дефицита. В данном случае принцип проявился не столько в форме потребления товаров, сколько впечатлений: туризм, рестораны, массовые мероприятия. Подробнее...

Журнал "Счастливые родители". "Как выбрать профессию для ребенка"

Этот вопрос мучает всех родителей, даже если ребенок еще ходит в детский сад. А мама и папам школьников выбор придется делать уже в ближайшие годы, так что времени на раздумья остается немного.
Подробнее...

Телеканал "Звезда". "Главное" с Ольгой Беловой. Сюжет об Арктике

В программе «Главное с Ольгой Беловой». Сюжет об освоении Арктики.
Подробнее...

"Вечерняя Москва". Жизнь после авто: утопия или нет?

Чтобы управлять сложным миром, нужен быстрый доступ к получению данных. Это направление уже развивается. К примеру, сведения о движении транспорта мы получаем при помощи мобильных устройств. Только представьте, сколько может «зарабатывать» большой город, экономя ресурсы.
Подробнее...

30 мая 2019. «Радио Звезда». «Профессии будущего»

Президент компании superjob.ru Алексей Захаров, писатель Сергей Лукьяненко, футуролог, основатель caramba.tech Сергей Москалев и ведущий программы "Давайте разберемся" Василий Журавлев, беседуют в студии «Радио Звезда» о том какие профессии уйдут, а в каких профессиях общество будет нуждаться больше всего. Подробнее...

14 января 2019. "Огонек". Кирилл Журенков. "Автоматическое завтра"

Эксперты по новым технологиям заглянули в наше потребительское будущее: в ближайшие три года человечество ждут супермаркеты без кассиров, споры между цифровыми помощниками и «умственная лень». Подробнее...

VC.RU Бронислав Танков. "Будущее глазами Кьелла Нордстрёма"

Экономист и бизнес-советник Кьелл Нордстрём прославился своими предсказаниями о будущем мировой экономики. В этом материале рассмотрим прогнозы шведского футуролога. Подробнее...

"Радио России". "Взлетная полоса"

Развитие технологий, автоматизация процессов и внедрение роботов в производство до 2020 года оставят около 75 миллионов человек без работы. При этом новые технологии не создадут дисбаланса на рынке труда и резкого роста безработицы. Подробнее...

"BFM.ru" Сергей Ткачук. "Улетный транспорт. Еще одна компания создает автомобиль с крыльями"

В связи с появлением таких машин возникает сразу масса вопросов: например, потребуется ли водителю лицензия пилота и как автомобили будут садиться на дорогу. Подробнее...

14 марта 2018. "Коммерсант FM". Как эксперты оценивают прогнозы Стивена Хокинга

Конец света и восстание машин — «Коммерсантъ FM» собрал самые яркие прогнозы Стивена Хокинга. Известный ученый скончался в Кембридже, ему было 76 лет. Исследователь известен своим вкладом в теорию Большого взрыва и черных дыр. Также его называли ярким популяризатором науки. Какие предсказания о будущем человечества сделал астрофизик? Подробнее...

02 марта 2018. Радио "Sputnik". "Угрозы Искусственного Интеллекта"

Интервью с Сергеем Москалевым (futura.ru) об развитии Искусственного Интеллекта и угрозах рынку труда.

Слушать

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Актуально

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.