Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

СТАТЬИ

Елена Москалева. ОБХОДНЫЕ СТРАТЕГИИ БРАЙАНА ИНО И ПИТЕРА ШМИДТА

01.01.2001



"Обходные стратегии", это 128 карт с фразами, которые предназначены для нетривиального решения проблем в творческой деятельности. Идея их создания принадлежит известному английскому композитору, продюсеру, футурологу Брайану Ино и немецкому художнику Питеру Шмидту. Вот что рассказывает Брайан об истории их создания: «Карты возникли во время творческой работы. Это был один из многих случаев в продолжении нашей дружбы, когда мы подошли к одинаковому состоянию в работе, в одно и то же время и в одних и тех же словах. Это произошло, когда мы не виделись несколько месяцев, но встречаясь или обмениваясь письмами, поняли, что находимся на одинаковых интеллектуальных позициях, которые тем не менее отличались от тех, на которых мы стояли до очередной встречи. "Обходные Стратегии" в виде концепции возникли у меня, когда я был участником рабочих ситуаций, в которых паника, особенно в студии, заставляла меня быстро забывать о том, что были другие способы работы, и что были возможности решать проблемы «по касательной», и это было во многих смыслах интереснее, чем прямое лобовое решение. Когда человек в панике, то он часто склоняется к принятию лобового решения, так как ему кажется, что это даст лучший результат. Но это не так, это всего лишь очевидный метод, кажущийся надежным. "Обходные Стратегии" были сначала серией побуждений, говорящих: «Не забывай, что можешь придерживаться некоего отношения». Первой карта у меня гласила: «Уважай свою ошибку как скрытое намерение», а, фактически, первой "Обходной Стратегией" Питера, сделанной независимо и до того, как мы осознали, что оба делаем их, была запись: «Было ли это ошибкой?», что, конечно же по сути было одним и тем же посланием. Итак, я собрал приблизительно 15 или 20 стратегий и, затем записал их на карточках. В то же самое время Питер накопил некоторое количество обращений к самому себе, поместив их в записную книжку. Мы оба были очень удивлены, обнаружив, не только использующими одну систему, но, так же, что многие послания часто абсолютно совпадали, вы знаете... было полное соотнесение между ними. Мы решили поработать над тем, чтобы сделать их доступными для других людей, что мы и сделали; мы опубликовали их как колоду карт, и их теперь, мне думается, использует много людей».

"Обходные Стратегии" были изданы в 1975, 1978 и 1979 годах и стали популярны в кругах творческой интеллигенции. Их используют таким образом: когда человек подходит к сложному творческому узлу или чувствует тупик или перевозбужден, нужно наугад вынуть любую карточку из колоды и попытаться творчески осмыслить сообщение. На нашем сайте представлен генератор "Обходных стратегий" в виде программы. Сами карточки уже давно стали артефактом и большой редкостью, их иногда можно встретить на онлайновых аукционах типа amazon.com или ebay.com их стоимость может достигать 600 долларов.

Внезапная смерть Питера Шмидта в 1980 году остановила совместный проект. И несколько лет назад, по просьбе многочисленных поклонников его творчества Брайан предпринял попытку сделать многоязыковый, уже четвертый по счету, вариант "Обходных Стратегий".

Из интервью с Брайаном Ино.

«Глядя на работы Питера Шмидта сейчас, я поймал себя на мысли - Они выглядят очень современно. Как он смог так быстро освоить столь обширную территорию? И, неизбежно, встал вопрос: "Почему этого никто не заметил?"

Хорошо, я знаю, что «непризнанный гений» — это некий мифический характер. Весьма необычно для реального таланта быть в совершенной безвестности. Питер был действительно талантлив и не был обделен вниманием. Вместе с тем, он был уважаем, как некий курьез, эксцентричною одаренный, но, определенно, находящийся на периферии культуры, нежели в ее центре. Конечно, через несколько лет после его смерти произошли большие перемены ценностей в мире живописи. В результате того, что это произошло, вспомнили работы Питера: сейчас они выглядят очень пророческими.

Возможно, эта переоценка не играет большой роли, во всяком случае для Питера. Видя много менее талантливых, поднявшихся к позициям уважения и влияния, он был замечательным образом свободен от зависти. Его работы были больше собственным исследованием, постоянным вопросом глубокого проникновения, восхищением от пребывания на новой территории без ответов и, таким образом, в невинности и неискушенности. Мы всегда неискушенны, если, не ленимся или не стремимся за выгодой, мы можем созерцать новизну момента непосредственно сейчас. Мне кажется, что Питер был более, чем кто-либо еще, из тех кого я знал, способен следовать этому от начала и до конца. Он всегда был пробужден к тем маленьким тропинкам мыслей, которые открывают единое целое новых видений, и он следовал по ним с храбростью и минимализмом.

Однажды он написал мне: «В комнате с кричащими людьми, тот, кто шепчет становится интересен». В середине поздних семидесятых голоса стали громкими. Основным направлением в мире искусства, стала техника и механика продажи, всеобщая коммерциализация поведения художников, все это было кричащим. Живописное и художественное эго возросло размерами до гектара, и продажи в искусстве вошли в область продажи недвижимости.

Питер не обращал внимания на эту какофонию. Его работы изменились, став меньше, свежее и живее. И тогда, как многие включились в живопись маслом на холсте (гарантия «настоящего искусства»), Питер начал работать акварелью на бумаге (определенно знак дилетантизма). Короче говоря, такое немодное решение утвердило его принадлежность к любителям.

Сегодня все повернулось на 180 градусов; его работы наполнены семенами, которые могут быть основой здорового артистического успеха (возможно уже имеющегося).


Брайан Ино. Май 1987 г. (Opal Information №5)

Как отмечено в опубликованном дневнике Брайана Ино, четвертая редакция "Обходных Стратегий" была сделана в 1996 году. В отличие от редакций 1975, 1978 и 1979 годов, эта версия не попала в продажу, это был проект, предпринятый Питером Нортоном и его семьей совместно с Брайаном Ино и изданный ограниченным тиражом в 4 000 экземпляров, распространенных среди близких друзей и коллег Питера Нортона.

Питер Нортон пишет об этом: «Мы с женой весьма активны в мире современного искусства, и одно время мы были захвачены идеей рассылки традиционных Рождественских открыток, поскольку у нас много друзей художников. Так мы начали заказывать оригинальные Рождественские поздравления, которые рассылали близким друзьям и коллегам. У нас долгое время были несколько копий «третьей вновь исправленной редакции» «Обходных стратегий и нам они очень нравились. По причине дружбы с Брайаном Ино, его женой Антеей, и их дочерьми, я связался с Брайаном Ино чтобы узнать сможем ли мы издать новую четвертую редакцию к Рождеству 1996 года. Он сразу согласился и начал работать над исправлениями».

«Брайан сосредоточился на двух вещах: первое — обычные добавления, изменения и улучшения "Стратегий", которые вытекали из прошлых версий, и второе — расширение фокуса "Стратегий" таким образом, чтобы было меньше о музыке и живописи, и больше об универсальном созидательном процессе, больше поэтичности, а также над привидением слов английского диалекта к американскому.

Но мне хотелось большего. Добавить некую особенную ценность в эту редакцию. Я был поражен попытками Брайана сдвинуть их от музыки и живописи к универсальности. Я воспринял эту тему и решил сделать их более универсально доступными, шире, чем в англо-говорящем мире».

«Итак, я остановился на том, чтобы сделать не только «четвертую вновь преображенную редакцию», (как определил ее Брайан) но, также, «более универсальную» редакцию. Я попросил фирму Берлитс сделать переводы, дав странные для них инструкции быть свободными, лиричными, поэтичными; освежающая перемена в тематике Берлитс, обычно ограниченных работой над точным переводом технических мануалов и тому подобного.

Вы не можете прочесть этого, и увидеть свободу переводческих упражнений Берлитс: в переводе на хинди некоторые вопросы стали утверждениями, а утверждения вопросами. Однословная Стратегия «Вода» имела одно слово во всех переводах, кроме испанского, где оно стало взыванием «Elementale... Aqua». Я думал, что моя блестящая идея «универсального» перевода на наиболее распространенные языки будет ключевой особенностью этой редакции. Но я ошибался.

Первое у нас было — текст «четвертой вновь пересмотренной и более универсальной редакции», и мы должны были определится с формой. Сначала я подумал, что нам нужно найти экзотические материалы и сделать карты из них. В то время только-только появились новые поразительные материалы. Я решил, что мы должны найти что-нибудь удивительное — карточки, прозрачные с одной стороны, и светонепроницаемые с другой, или что-нибудь еще более фантастичное. Но мы не нашли ничего подходящего.

Тогда мы обратились к дизайну, чтобы так сказать, сделать интересной форму карточек. Одна из наших подруг, художница Паэ Вайт, работала еще и графиком дизайнером, и мы поручили ей придать карточкам новую форму.

И она сделала.

Следуя принципам современного дизайна, (грубо говоря, нарушающим все принципы классического дизайна), Паэ сделала набор, который был диким, гремящим, самовлюбленным, элегантным и глупым с другой стороны.

И это стало в 1996 году «четвертой вновь пересмотренной и более универсальной редакцией» Обходных Стратегий.

Хочется в заключение привести слова Брайана Ино посвященные идеалу творчества который он видел в работах своего друга Питера Шмидта:

Как это бывает со многими хорошими художниками, восхищение от работ Питера усиливается при близком соприкосновении. Следовать нитям, проходящим через его работы, видеть путь, по которому они идут, соединяясь с новыми нитями и, вновь, захватывают старые — это созерцание грациозного и блистательного танца».

Брайан Ино.


В оформлении статьи использована картина Питера Шмидта - "Утренняя звезда"

Анонс

"Вечерняя Москва". Василий Плиткин. "Законопроект, регулирующий отношения робота и человека"

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил урегулировать взаимоотношения роботов и людей. Вместе с футурологом Сергеем Москалевым разбираемся, зачем нужен такой закон и стоит ли бояться сокращения рабочих мест из-за повальной роботизации. Подробнее...

"Радио России". Однажды мы проснёмся в 1984 году

Василий Белоусов: Президент компании Microsoft предупредил, что жизнь, изображенная в книге Джорджа Оруэлла "1984", может стать реальностью в 2024 году, если законодатели не защитят нас от искусственного интеллекта.
Подробнее...

03 февраля 2021. "Радио России". Почему люди боятся научного прогресса?

Роботизация повседневной жизни, разработки новых видов вооружения, генная инженерия, Большой адронный коллайдер... Почему новации так часто беспокоят население нашей планеты?
Подробнее...

"Вечерняя Москва". Сергей Москалев. "Карнавал или война?"

Сотни лет по всему миру можно наблюдать картину — люди выходят на улицу. Поводы разные — веселиться или бунтовать. В зависимости от настроения власти и протестующих это может длиться несколько дней или месяцев и принимать различные формы от смены строя, грабежа, до невинного карнавала. Подробнее...

"Радио России". "Сигналы точного времени".

Как мы будем жить через 10 после того как закончится пандемия и лет через 50 после того как закончится пандемия. Извлечем ли мы какие-либо уроки или у нас наступит наоборот гиперкомпенсация и мы будем добирать то что потеряли. Подробнее...

"РБК.Тренды". Сергей Москалев. "Как общество потребления становится причиной развития мировых эпидемий"

Это некая форма самообмана, где изобилие является следствием тщательно маскируемого и оберегаемого дефицита. В данном случае принцип проявился не столько в форме потребления товаров, сколько впечатлений: туризм, рестораны, массовые мероприятия. Подробнее...

Телеканал "Звезда". "Главное" с Ольгой Беловой. Сюжет об Арктике

В программе «Главное с Ольгой Беловой». Сюжет об освоении Арктики.
Подробнее...

30 мая 2019. «Радио Звезда». «Профессии будущего»

Президент компании superjob.ru Алексей Захаров, писатель Сергей Лукьяненко, футуролог, основатель caramba.tech Сергей Москалев и ведущий программы "Давайте разберемся" Василий Журавлев, беседуют в студии «Радио Звезда» о том какие профессии уйдут, а в каких профессиях общество будет нуждаться больше всего. Подробнее...

VC.RU Бронислав Танков. "Будущее глазами Кьелла Нордстрёма"

Экономист и бизнес-советник Кьелл Нордстрём прославился своими предсказаниями о будущем мировой экономики. В этом материале рассмотрим прогнозы шведского футуролога. Подробнее...

"Радио России". "Взлетная полоса"

Развитие технологий, автоматизация процессов и внедрение роботов в производство до 2020 года оставят около 75 миллионов человек без работы. При этом новые технологии не создадут дисбаланса на рынке труда и резкого роста безработицы. Подробнее...

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Актуально

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.