Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

СТАТЬИ

Елена Москалева. ОБХОДНЫЕ СТРАТЕГИИ БРАЙАНА ИНО И ПИТЕРА ШМИДТА

01.01.2001



"Обходные стратегии", это 128 карт с фразами, которые предназначены для нетривиального решения проблем в творческой деятельности. Идея их создания принадлежит известному английскому композитору, продюсеру, футурологу Брайану Ино и немецкому художнику Питеру Шмидту. Вот что рассказывает Брайан об истории их создания: «Карты возникли во время творческой работы. Это был один из многих случаев в продолжении нашей дружбы, когда мы подошли к одинаковому состоянию в работе, в одно и то же время и в одних и тех же словах. Это произошло, когда мы не виделись несколько месяцев, но встречаясь или обмениваясь письмами, поняли, что находимся на одинаковых интеллектуальных позициях, которые тем не менее отличались от тех, на которых мы стояли до очередной встречи. "Обходные Стратегии" в виде концепции возникли у меня, когда я был участником рабочих ситуаций, в которых паника, особенно в студии, заставляла меня быстро забывать о том, что были другие способы работы, и что были возможности решать проблемы «по касательной», и это было во многих смыслах интереснее, чем прямое лобовое решение. Когда человек в панике, то он часто склоняется к принятию лобового решения, так как ему кажется, что это даст лучший результат. Но это не так, это всего лишь очевидный метод, кажущийся надежным. "Обходные Стратегии" были сначала серией побуждений, говорящих: «Не забывай, что можешь придерживаться некоего отношения». Первой карта у меня гласила: «Уважай свою ошибку как скрытое намерение», а, фактически, первой "Обходной Стратегией" Питера, сделанной независимо и до того, как мы осознали, что оба делаем их, была запись: «Было ли это ошибкой?», что, конечно же по сути было одним и тем же посланием. Итак, я собрал приблизительно 15 или 20 стратегий и, затем записал их на карточках. В то же самое время Питер накопил некоторое количество обращений к самому себе, поместив их в записную книжку. Мы оба были очень удивлены, обнаружив, не только использующими одну систему, но, так же, что многие послания часто абсолютно совпадали, вы знаете... было полное соотнесение между ними. Мы решили поработать над тем, чтобы сделать их доступными для других людей, что мы и сделали; мы опубликовали их как колоду карт, и их теперь, мне думается, использует много людей».

"Обходные Стратегии" были изданы в 1975, 1978 и 1979 годах и стали популярны в кругах творческой интеллигенции. Их используют таким образом: когда человек подходит к сложному творческому узлу или чувствует тупик или перевозбужден, нужно наугад вынуть любую карточку из колоды и попытаться творчески осмыслить сообщение. На нашем сайте представлен генератор "Обходных стратегий" в виде программы. Сами карточки уже давно стали артефактом и большой редкостью, их иногда можно встретить на онлайновых аукционах типа amazon.com или ebay.com их стоимость может достигать 600 долларов.

Внезапная смерть Питера Шмидта в 1980 году остановила совместный проект. И несколько лет назад, по просьбе многочисленных поклонников его творчества Брайан предпринял попытку сделать многоязыковый, уже четвертый по счету, вариант "Обходных Стратегий".

Из интервью с Брайаном Ино.

«Глядя на работы Питера Шмидта сейчас, я поймал себя на мысли - Они выглядят очень современно. Как он смог так быстро освоить столь обширную территорию? И, неизбежно, встал вопрос: "Почему этого никто не заметил?"

Хорошо, я знаю, что «непризнанный гений» — это некий мифический характер. Весьма необычно для реального таланта быть в совершенной безвестности. Питер был действительно талантлив и не был обделен вниманием. Вместе с тем, он был уважаем, как некий курьез, эксцентричною одаренный, но, определенно, находящийся на периферии культуры, нежели в ее центре. Конечно, через несколько лет после его смерти произошли большие перемены ценностей в мире живописи. В результате того, что это произошло, вспомнили работы Питера: сейчас они выглядят очень пророческими.

Возможно, эта переоценка не играет большой роли, во всяком случае для Питера. Видя много менее талантливых, поднявшихся к позициям уважения и влияния, он был замечательным образом свободен от зависти. Его работы были больше собственным исследованием, постоянным вопросом глубокого проникновения, восхищением от пребывания на новой территории без ответов и, таким образом, в невинности и неискушенности. Мы всегда неискушенны, если, не ленимся или не стремимся за выгодой, мы можем созерцать новизну момента непосредственно сейчас. Мне кажется, что Питер был более, чем кто-либо еще, из тех кого я знал, способен следовать этому от начала и до конца. Он всегда был пробужден к тем маленьким тропинкам мыслей, которые открывают единое целое новых видений, и он следовал по ним с храбростью и минимализмом.

Однажды он написал мне: «В комнате с кричащими людьми, тот, кто шепчет становится интересен». В середине поздних семидесятых голоса стали громкими. Основным направлением в мире искусства, стала техника и механика продажи, всеобщая коммерциализация поведения художников, все это было кричащим. Живописное и художественное эго возросло размерами до гектара, и продажи в искусстве вошли в область продажи недвижимости.

Питер не обращал внимания на эту какофонию. Его работы изменились, став меньше, свежее и живее. И тогда, как многие включились в живопись маслом на холсте (гарантия «настоящего искусства»), Питер начал работать акварелью на бумаге (определенно знак дилетантизма). Короче говоря, такое немодное решение утвердило его принадлежность к любителям.

Сегодня все повернулось на 180 градусов; его работы наполнены семенами, которые могут быть основой здорового артистического успеха (возможно уже имеющегося).


Брайан Ино. Май 1987 г. (Opal Information №5)

Как отмечено в опубликованном дневнике Брайана Ино, четвертая редакция "Обходных Стратегий" была сделана в 1996 году. В отличие от редакций 1975, 1978 и 1979 годов, эта версия не попала в продажу, это был проект, предпринятый Питером Нортоном и его семьей совместно с Брайаном Ино и изданный ограниченным тиражом в 4 000 экземпляров, распространенных среди близких друзей и коллег Питера Нортона.

Питер Нортон пишет об этом: «Мы с женой весьма активны в мире современного искусства, и одно время мы были захвачены идеей рассылки традиционных Рождественских открыток, поскольку у нас много друзей художников. Так мы начали заказывать оригинальные Рождественские поздравления, которые рассылали близким друзьям и коллегам. У нас долгое время были несколько копий «третьей вновь исправленной редакции» «Обходных стратегий и нам они очень нравились. По причине дружбы с Брайаном Ино, его женой Антеей, и их дочерьми, я связался с Брайаном Ино чтобы узнать сможем ли мы издать новую четвертую редакцию к Рождеству 1996 года. Он сразу согласился и начал работать над исправлениями».

«Брайан сосредоточился на двух вещах: первое — обычные добавления, изменения и улучшения "Стратегий", которые вытекали из прошлых версий, и второе — расширение фокуса "Стратегий" таким образом, чтобы было меньше о музыке и живописи, и больше об универсальном созидательном процессе, больше поэтичности, а также над привидением слов английского диалекта к американскому.

Но мне хотелось большего. Добавить некую особенную ценность в эту редакцию. Я был поражен попытками Брайана сдвинуть их от музыки и живописи к универсальности. Я воспринял эту тему и решил сделать их более универсально доступными, шире, чем в англо-говорящем мире».

«Итак, я остановился на том, чтобы сделать не только «четвертую вновь преображенную редакцию», (как определил ее Брайан) но, также, «более универсальную» редакцию. Я попросил фирму Берлитс сделать переводы, дав странные для них инструкции быть свободными, лиричными, поэтичными; освежающая перемена в тематике Берлитс, обычно ограниченных работой над точным переводом технических мануалов и тому подобного.

Вы не можете прочесть этого, и увидеть свободу переводческих упражнений Берлитс: в переводе на хинди некоторые вопросы стали утверждениями, а утверждения вопросами. Однословная Стратегия «Вода» имела одно слово во всех переводах, кроме испанского, где оно стало взыванием «Elementale... Aqua». Я думал, что моя блестящая идея «универсального» перевода на наиболее распространенные языки будет ключевой особенностью этой редакции. Но я ошибался.

Первое у нас было — текст «четвертой вновь пересмотренной и более универсальной редакции», и мы должны были определится с формой. Сначала я подумал, что нам нужно найти экзотические материалы и сделать карты из них. В то время только-только появились новые поразительные материалы. Я решил, что мы должны найти что-нибудь удивительное — карточки, прозрачные с одной стороны, и светонепроницаемые с другой, или что-нибудь еще более фантастичное. Но мы не нашли ничего подходящего.

Тогда мы обратились к дизайну, чтобы так сказать, сделать интересной форму карточек. Одна из наших подруг, художница Паэ Вайт, работала еще и графиком дизайнером, и мы поручили ей придать карточкам новую форму.

И она сделала.

Следуя принципам современного дизайна, (грубо говоря, нарушающим все принципы классического дизайна), Паэ сделала набор, который был диким, гремящим, самовлюбленным, элегантным и глупым с другой стороны.

И это стало в 1996 году «четвертой вновь пересмотренной и более универсальной редакцией» Обходных Стратегий.

Хочется в заключение привести слова Брайана Ино посвященные идеалу творчества который он видел в работах своего друга Питера Шмидта:

Как это бывает со многими хорошими художниками, восхищение от работ Питера усиливается при близком соприкосновении. Следовать нитям, проходящим через его работы, видеть путь, по которому они идут, соединяясь с новыми нитями и, вновь, захватывают старые — это созерцание грациозного и блистательного танца».

Брайан Ино.


В оформлении статьи использована картина Питера Шмидта - "Утренняя звезда"

Анонс

New Shape Prize 2017

Международная Премия в области глобального сотрудничества для предотвращения катастроф

Фонд изучения глобальных рисков (The Global Challenges Foundation) запускает международный конкурс, задача которого – найти перспективные решения и формы взаимодействия, с помощью которых можно преодолеть самые опасные угрозы человечеству. Подробнее...

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

"The Village". Мегаполис будущего: Какие изменения ждут горожан через 20 лет

Люди всегда мечтали о светлом будущем и пытались представить себе, как изменится жизнь следующих поколений. Стремительная цифровая индустриализация подарила нам тренд на апокалиптические представления о будущем, например страх перед искусственным интеллектом, который сначала отберёт рабочие места, а потом и поработит человека. Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Телеканал "Культура". "Правила эпохи после правил"

Как Интернет и новые технологии влияют на грамотность? Действуют ли правила, разработанные для эпох медленного письма, во времена мгновенных скоростей? Как школе, ориентированной на норму, работать с реальностью, не подчиняющейся нормативам? Видео

24.12.2015

Первый канал. "Время покажет" – Информационные войны. Кибертерроризм

В студии программы "Время покажет" говорят о возможном вреде кибертерроризма. Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Иван Засурский рассуждает о том, как надо себя вести в условиях потенциальной постоянной киберслежки. Видео

27.01.2015

"Независимая Газета" – Юрий Соломонов. "Нужна ли России футурология?"

О роли социального прогнозирования в настоящем и будущем страны ответственный редактор приложения «НГ-сценарии» Юрий Соломонов беседует с Сергеем Москалевым, директором портала Furtura.ru, созданного группой энтузиастов, которая за время своей работы обрела значительный опыт написания сценариев будущего для частных и государственных организаций, в том числе для Совета Федерации РФ. Подробнее...

Актуально

12.03.2015

Вечерняя Москва. "Футурологи обрисовали, какими станут школы будущего"

Знаменитый писатель Роберт Хайнлайн верил в будущее объединение человечества. В книгах автора американской фантастики все школьники планеты учатся и сдают экзамены по единым правилам, по одинаковым критериям получают аттестат зрелости. Возможно ли, что наш ЕГЭ и школьные тесты по всему миру — шаг на пути к такому будущему человечества?

подробнее »

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.