Голосование

    Вопрос:
    В каком году человечество научится лечить рак?


    Варианты ответов:

 

СТАТЬИ

Олеся Остапчук. "Кареты на воздушных шарах..."

30.03.2019

Экстраполяция и фундаментальность

Карикатуры на возможное будущее появлялись на обертках шоколада, почтовых открытках, вкладышах из пачек сигарет. Художники стремились показать свое видение далёкого 2000 года.

Прогнозы о будущем городов и цивилизации в целом стали появляться в 18–19 веках — до этого о будущем в современном смысле этого слова не думали, поясняет руководитель и куратор публичной программы архитектурной школы МАРШ Александр Острогорский.

По его словам, город как объект для размышлений появился именно в то время. «Настоящее и будущее представлялось как прекрасным, так и ужасным, и, конечно, смешным тоже», — отмечает он. Черты подобных прогнозов можно увидеть в карикатурах французских, немецких и английских художников.

«Во-первых, они построены на экстраполяциях, какое-то существующее явление просто представляется бесконечно растущим, — рассказывает эксперт. — Во-вторых, они редко затрагивают фундаментальные основы общества. Часто на карикатурах люди через 100 лет ходят в такой же одежде, хотя вокруг них — фантастическая техника, высокие небоскребы и так далее».

Пример такой экстраполяции прогресса можно увидеть в немецком журнале Spiegel. На карикатуре изображен паровоз, который тащит за собой дом. Над ним надпись: «Подвижные дома в 2000 году». Автор изображения рассуждал, что если человеку не нравится жить в каком-то месте, то он может переехать. «Почему бы сразу не переехать [с домом] на городском поезде?» — говорится в подписи.

На других карикатурах в Spiegel можно увидеть скоростные поезда из Парижа в Орлеан, кинозалы, быструю печать газет и роботов, которые смогут сочинять и играть музыкальные произведения.

Вера в изменения и новые страхи

Авторы карикатур и концептов надеялись, что многие изменения произойдут в настоящем, а не в будущем, говорит Александр Острогорский. По его словам, «будущее каждый видит таким, каким на самом деле хотел бы видеть настоящее».

Жители 19 века верили в изменения, пишет Spiegel, поскольку ни один человек, живший в ту эпоху, не ушел из жизни, застав её в том же виде, в котором увидел впервые.

«Кто пришел в этот мир между каменным веком и Ренессансом, тот имел право утешаться тем, что до собственной смерти он останется прежним», — пишет Spiegel.

Некоторые вещи, которые мы сегодня считаем привычными, для наших предшественников были шоком. Как отмечает издание, подобные «шоковые волны» породили карикатуры на будущее и спровоцировали появление нового жанра литературы — научную фантастику.

После «Утопии» философа Томаса Мора, написанной в начале 16 века, появлялись только социальные и политические утопии. Но в 19 веке их место заняли утопии Герберта Уэллса, Мери Шелли и Жюля Верна.

Карикатуры отображали возможный прогресс в быту, а не в городском проектировании. «Они оперируют тем, что в жизнь людей входит какая-то новая для них реальность. Тогда были карикатуры, сегодня у нас есть фильмы про киборгов», — комментирует Александр Острогорский.

Футуролог и разработчик сервиса Caramba Switcher Сергей Москалев отмечает, что общая черта концептов городов будущего 19 века — это скорость. «Нельзя не вспомнить интересную и забытую повесть “4338-й год” с предвидениями “русского Фауста” князя Владимира Одоевского, написанную им в 1835–1840 годах, где впервые достаточно много говорится о технологиях», — отмечает Москалев.

В утопическом романе Одоевского говорится, что в будущем «книги будут писаться слогом телеграфических депешей», «типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; проживут еще романы, и то не долго — их заменит театр, учебные книги заменятся публичными лекциями». Одоевский также предсказывает появление «магнетических телеграфов, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом».

Сергей Москалев подчеркивает, что «видение Одоевского намного превосходит по смелости видение английского прерафаэлита и социалиста Уильяма Морриса», который описывает 2000 год в романе «Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия». По его словам, Морриса как «медиевиста, тяготеющего к эпохе Ренессанса» больше интересует искусство и психология, чем техника.

Однако с появлением электричества возникла и ночная жизнь. Изменились условия труда, фабрики стали давать рабочие места, но изменили традиционные часы отдыха — работать приходилось больше. Это повлияло на город и деревню: ускорился транспорт, с появлением телеграфа стала возможна связь на дальнем расстоянии, расширилось жилое и торговое пространство, территория передвижения.

Страх перед одержимостью захвата и освоения новых территорий изобразил в 1844 году карикатурист Грандвилль: он нарисовал систему, в которой между небесными телами люди воздвигли мосты. Незадолго до этого в 1825 году Джордж Крюкшанк изобразил путешествие на воздушных шарах, бюро «надувательств» конкурировало с агентством по полетам на Луну. А художник Альберт Робида предполагал в 1883 году, что люди будут перемещаться на дальние расстояния, проходя через трубы.

Одни авторы проектов будущего считали, что в будущем человек продолжит работать над научно-техническим прогрессом: будет захватывать большие территории — научится существовать в небе, в космосе и под водой, а машины заменят людей не только на заводах, но и в других сферах деятельности: в культуре, искусстве, домашнем хозяйстве.

Другие создатели концептов будущего верили в обратное. С помощью карикатур или утопических проектов они старались указать на правильный, по их мнению, путь развития общества. Во многих карикатурах гиперболизированные черты научно-технического прогресса показаны в негативном ключе. Так их авторы пытались указать на несовершенство и возможную губительность такого подхода.

Идеальные города

Появление утопий в проектировании городов приводило в том числе к формированию концептов идеального города. «Город будущего и идеальный город могут быть одним и тем же, могут быть разными вещами», — поясняет Александр Острогорский.

Идея об идеальном городе впервые появилась еще у древних греков. Платон в труде «Государство» попытался смоделировать формат отношений между людьми в идеальном государстве, в котором демократия считается несовершенной, несправедливой властью большинства, отмечает футуролог Сергей Москалев.

После древнегреческих философов на протяжении нескольких веков разные мыслители представляли свои концепты. Суть подобных проектов была в том, что они представляли другое устройство общества. «У таких проектов есть очень конкретный автор, у которого есть какая-то программа, большая идея», — рассказывает Острогорский. Карикатуры же составлялись просто наблюдательными художниками, а не исследователями.

В 19 веке началось обсуждение и моделирование технологической среды, которая в то время начала окружать человека, способствуя его выживанию. По словам Сергея Москалева, утопические проекты нередко были «реакцией на несовершенства, видимые вокруг: войны, эпидемии и стихийные бедствия».

Идеальные города предполагали не просто изменение городской среды, но и изменение общественного поведения. Авторы концептов нередко обращали внимание на психологию человека будущего. Например, в романе Одоевского рассказывается о неком «месяце отдохновения» в Петербурге будущего.

«Таких месяцев постановлено у русских два: один в начале года, другой в половине; в продолжение этих месяцев все дела прекращаются, правительственные места закрываются, никто не посещает друг друга. Это обыкновение мне очень нравится: нашли нужным определить время, в которое всякий мог бы войти в себя и, оставив всю внешнюю деятельность, заняться внутренним своим усовершенствованием или, если угодно, своими домашними обстоятельствами» — пишет Одоевский.

Позже устройство общества начинает интересовать и архитекторов. «Архитектор, который проектирует идеальный город, делает одно из двух: либо просто развлекается, делает картинки, либо выступает в роли мистика (в эпоху Возрождения), философа (в 18 веке), политика, социолога (в 19–20 веках), — рассказывает эксперт. — В таких проектах границей чаще всего становится масштаб. Идеальный город, который проектирует архитектор, отделен от нас не географическим расстоянием, не временем, а масштабом. Он слишком сложный, слишком большой, слишком правильный, чтобы быть реализованным».

Сбывшиеся мечтания

Сегодня сложно ответить на вопрос, что именно сбылось из концептов и «предсказаний» будущего, объясняет Острогорский. «Дома стали больше, но самолеты между ними не летают. Такую вещь как автомобиль карикатурист 19 века представить себе не мог» — добавляет он.

Аудиокниги

«Например, по-прежнему человек предпочитает ходить пешком, если есть такая возможность (близко работа, магазин, друзья). Мы не очень любим темноту, плохую погоду, грязь, разнообразные препятствия. Хотим, чтобы было безопасно», — отмечает Александр Острогорский.

Именно поэтому реальные концепты многих архитекторов и градостроителей 19 века сегодня выглядят актуальными.

Анонс

14 января 2019. "Огонек". Кирилл Журенков. "Автоматическое завтра"

Эксперты по новым технологиям заглянули в наше потребительское будущее: в ближайшие три года человечество ждут супермаркеты без кассиров, споры между цифровыми помощниками и «умственная лень». Подробнее...

VC.RU Бронислав Танков. "Будущее глазами Кьелла Нордстрёма"

Экономист и бизнес-советник Кьелл Нордстрём прославился своими предсказаниями о будущем мировой экономики. В этом материале рассмотрим прогнозы шведского футуролога. Подробнее...

"Радио России". "Взлетная полоса"

Развитие технологий, автоматизация процессов и внедрение роботов в производство до 2020 года оставят около 75 миллионов человек без работы. При этом новые технологии не создадут дисбаланса на рынке труда и резкого роста безработицы. Подробнее...

"BFM.ru" Сергей Ткачук. "Улетный транспорт. Еще одна компания создает автомобиль с крыльями"

В связи с появлением таких машин возникает сразу масса вопросов: например, потребуется ли водителю лицензия пилота и как автомобили будут садиться на дорогу. Подробнее...

14 марта 2018. "Коммерсант FM". Как эксперты оценивают прогнозы Стивена Хокинга

Конец света и восстание машин — «Коммерсантъ FM» собрал самые яркие прогнозы Стивена Хокинга. Известный ученый скончался в Кембридже, ему было 76 лет. Исследователь известен своим вкладом в теорию Большого взрыва и черных дыр. Также его называли ярким популяризатором науки. Какие предсказания о будущем человечества сделал астрофизик? Подробнее...

02 марта 2018. Радио "Sputnik". "Угрозы Искусственного Интеллекта"

Интервью с Сергеем Москалевым (futura.ru) об развитии Искусственного Интеллекта и угрозах рынку труда.

Слушать

"Коммерсант-Lifestyle". Надежда Супрун. «Будущее за теми, кто сможет справляться с большими объемами информации»

Родственники-голограммы, запчасти, распечатанные на 3D-принтере, и капсулы для сна — о будущем совсем близком, но в то же время относительно далеком “Ъ-Lifestyle” рассказал футуролог, координатор проекта Futura.ru и разработчик программы Punto Switcher в компании «Яндекс» Сергей Москалёв.
Подробнее...

Телеканал "Культура". Программа "Наблюдатель" – "Что такое футурология?"

Иногда интересно рассматривать старые журналы с прогнозами футурологов: каким предки видели наше будущее. О том, что нас ждет в будущем, ведущий очередного выпуска программы "Наблюдатель" Алекс Дубас говорит с гостями студии.
Видео

Актуально

© 1998-2012 Futura.ru

Все права защищены.